РОК-ОПЕРА "БИЗНЕС И НЕБО"

 

КОСТАНЖОГЛО ОСВОБОЖДЁННЫЙ

     Первая рок-опера о бизнесе в России.

     Рок-опера "Бизнес и Небо" – это первый спектакль из репертуарного плана Практического Театра Деловые Люди. Премьера 28 марта в EVENT-ХОЛЛЕ "ИнфоПространство".

     "...А если видишь ещё, как вокруг тебя всё множится да множится, принося плод да доход... Да и я рассказать не могу, какое это удовольствие! И не потому, что растут деньги. Деньги деньгами. Но потому, что всё это дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина, ты творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на всё. Да где вы найдете мне равное наслажденье?" Так говаривал Костанжогло – единственный бизнесмен в классической русской литературе, которому позволено было быть и прекрасным предпринимателем, и прекрасным человеком. Правда, закончив роман, автор решил, что герой неправдоподобен, и отправил идеального русского бизнесмена ко всем чертям – в камин. Автора звали Николай Гоголь, и с тех самых пор русская культура, даже перевалившись в лихорадочный капитализм и смирившись с ним, не выдавала ни одного реалистичного и достойного образа делового человека. 

     Нет, серьезно, Молчалин? Чичиков? Лопахин? От каждого из них у читателя остается в лучшем случае ощущение брезгливости или угрозы. Уже вовсю двадцатый век, в Америке написаны эпохальные "Финансист", "Титан" и "Атлант расправил плечи", а в России бизнесмен – по-прежнему крайне противоречивый тип, который не так чтоб однозначно плох – жесток, аморален, эгоистичен, но как-то... слишком ориентирован на практику, на конкретный результат, и потому выпадает из традиционной системы идеалов. "Положительные предприниматели" за редким исключением становились лишь второстепенными и эпизодическими персонажами – несправедливо, логично, долго-долго. 

     ...Но не навсегда. Когда упущенное в советскую эпоху было относительно навёрстано – первые сникерсы съедены, первые кроссовки сношены, первые кооперативы и торговые палатки открыты, первые капиталы сколочены – русский бизнесмен, достигший определенных успехов, выдохнул, огляделся... и обнаружил, что прошло 25 лет, и он наконец-то стал важным элементом общественного пейзажа.

     ПРОДОЛЖЕНИЕ

     Что обычно делает человек, который кое-чего добился и кое-что понял? Он хочет кое-что рассказать – что называется, to share experience; ведь алгоритмы, по которым функционирует малый бизнес, довольно схожи, и этапы развития условного "делового человека" тоже: сначала ты человек, потом – делец, а потом должен научиться балансировать. 

     В ходе такого рассказа выясняется, что современный русский предприниматель – это человек, сумевший соединить рациональность со страстью. Он верит, что способен изменить мир к лучшему – не ради какой-то абстрактной программы, а из самой жажды деятельности, из желания того, чтобы плоды его трудов остались на земле, и люди бы оценили их. Ему важна не столько прибыль – она по умолчанию следует из бурной активности, – сколько азартный творческий процесс саморазвития. Успешен тот, кто входит во все детали дела и готов ради него на любые усилия, независимо от соответствия статусу, зачастую жертвуя собственными принципами или общепринятой моралью.
Тут, само собой, слушателям хочется уточнений. 

     "Например, человеческий фактор, – скажет условный рассказчик и тяжело вздохнет. – Любой бизнес – это соединение трех вещей: идеи, капитала и команды людей. И если говорить о некоем моральном климате, то он существует не только в умах чиновников, но и в умах обывателей, которые работают в твоей команде. Чаще всего, это самые разные люди с самыми разными недостатками. А у тебя ресурсы ограничены, ты не можешь позволить себе нанимать кого угодно и в любых количествах. Приходится договариваться, подстраиваться, искать, удерживать..." 

     "Например, бюрократический фактор, – продолжит герой и выразительно кашлянет. – Чем бы ты ни занимался, что бы ни организовывал, ты натолкнешься на "тетеньку в окошке" или "дяденьку в костюме", которые сидят на своих местах с незапамятных времен, ничего не хотят – в силу возраста, душевной ограниченности и отсутствия темперамента, и которым давно пора уйти на покой, потому что они устарели, как видеомагнитофоны формата VHS". 

     "Например, макроэкономический фактор, – подытожит условный рассказчик и тоскливо посмотрит на карту России. – Малый бизнес в нашей стране абсолютно вторичен по отношению к крупному бизнесу, в первую очередь, нефтяному и газовому, который просто не замечает остальных. А учитывая, что энергетический фактор в других странах регулярно приводит к сдвигам в мировой политике или даже войнам, любому бизнесу, и малому, и малюсенькому, нужно считать свой бюджет, а в голове держать макроэкономическую систему координат". 

     ...Но герой на то и герой, что рано или поздно, когда он возьмёт паузу и торжественно обведёт глазами слушателей, кто-нибудь посмелее да понаивнее брякнет:
     – Господин-товарищ русский бизнесмен, а Вы, как бы, того-этого, счастливы? Довольны тем, что делаете и как живете? Вы, вообще, как бы, самореализовались профессионально? 

     И господин-товарищ русский бизнесмен – ладный пиджак на двух пуговицах, полоска губ уголками вверх, как маленький полумесяц – вздрогнет, ударится об пол, оборотится соколом и ринется с крыши куда-нибудь подальше, в тёплые края, только чтобы семья, море, лодочка, и связь с миром исключительно через пейджер. 

     А может быть, он ответит совсем по-другому.

     Статья в мартовском номере журнала "Свой Бизнес", 2013 г.


БИЗНЕС КАК ОПЕРА

     На московском рынке музыкальной театральной индустрии появился совершенно необычный формат – рок-опера «Бизнес и Небо», написанная в основном про бизнес и для Деловых Людей. Однако на поверку перформанс оказался глубоким разговором об одиночестве современного человека.

     Рок-опера «Бизнес и Небо» – это первый спектакль из репертуарного плана Практического Театра Деловые Люди – нового театра, созданного в EVENT -ХОЛЛЕ «ИнфоПространство». 

     Как объясняют создатели пьесы, главная задача театра – воплотить на сцене реальный образ Делового Человека. Поэтому и аудитория у рок-оперы соответствующая: спектакли предназначены в основном для корпоративных клиентов и являются в первую очередь составной частью деловых и праздничных программ. Ведь чем лучше всего закрепить корпоративные ценности, как не мощной эмоцией? 

     Среди зрителей закрытых показов рок-оперы, оставивших более 350 отзывов, есть сотрудники крупнейших российских компаний, например ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», ОАО «Ростелеком», Samsung Electronics и т.д. Достаточно комментариев и от представителей известных деловых изданий, например газеты «Ведомости».

     По сути, зрителям предлагается пронаблюдать этапы развития делового человека в современной России. Задействовано сразу несколько компонентов: оригинальная живая музыка, вокал, глубокомысленные тексты, профессиональная труппа танцовщиков в стиле балет модерн, уникальная сценография. Впечатлений добавляет камерный зал на 300 мест, который сообщает спектаклю особую атмосферу почти личного переживания происходящего. «Потрясение на расстоянии вытянутой руки», – так описал свои ощущения один из зрителей. 

     ПРОДОЛЖЕНИЕ

     Сюжет рок-оперы представляет собой путешествие Делового Человека по событиям собственной жизни и закоулкам собственной души. Герой много лет занят обустройством окружающего материального мира, однако в итоге он выясняет, что невозможно строить не разрушая, в том числе самого себя. В итоге герой устаёт от внутренних конфликтов, предательства, саморазрушения и встаёт перед вечным нравственным выбором между добром и злом. Чтобы оставаться успешным и финансово состоятельным, он часто вынужден вставать на сторону зла, а также жертвовать семьёй и моралью. Однако выход есть всегда: в поиске гармонии Герой должен пройти по созданным им же каменным джунглям и заглянуть в лицо своей совести.

     Совершенно неожиданно рок-опера «Бизнес и Небо» оказывается компиляцией самых разных музыкальных и литературных жанров. Одна из её центральных тем – рутина, ежедневное монотонное сопротивление, которое нужно преодолевать и куда тратится невероятное количество энергии успешного человека. «Каждый день веду неравный бой с собой, с судьбой, с бизнес-игрой», – так описывает Деловой Человек свой привычный график. 

     Самое драматичное, что в итоге цели, поставленные героем, оказались ложными. «Мы усталые, равнодушные, и поэтому очень послушные», – говорится в центральной части спектакля, и трагедия Делового Человека оборачивается трагедией Человека вообще. 

     Лейтмотив рок-оперы – противостояние реальности и надежд главного героя. Но и ежедневная работа Делового Человека также прописана авторами с максимальной точностью – что неудивительно, ведь автором всех текстов в рок-опере является гендиректор театра Владимир Глуховский, один из первых кооператоров СССР. Он вспоминает: «Осенью 1987 года к нам в кооператив «Спутник» по производству мягкой мебели приезжал член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. Он тогда курировал кооперативную деятельность и хотел непосредственно увидеть, ощутить и понять, что такое реальный частный бизнес».

     Кульминация спектакля – безусловно, ария «Ноев ковчег», в которой Деловой Человек подводит итоги и впервые ощущает бессмысленность дела своей жизни. «Ты всё крушишь за призрачный успех, но всё ж ответь себе без лишних слов – если случится вдруг всемирный потоп, то попадешь ли в Ноев ты ковчег?» – вопрос, который задаёт себе любой рефлексирующий человек, и тем более бизнесмен, от которого многое зависит в жизни общества. 

     Практический Театр Деловые Люди и «ИнфоПространство» предлагают всем желающим посетить в конце марта премьеру рок-оперы «Бизнес и Небо».

     Как написал после спектакля совладелец одной крупной компании, «в общем, я понял, что всех денег не заработать».

     Статья в мартовском номере журнала "Бизнес России", 2013 г.